Я, Лена Рознатовская,
родилась в 1962 году в городе Севастополе.
С самого раннего детства я очень увлеклась вышивкой. Постепенно освоила
разнообразную технику вышивки. В результате появился мой собственный узнаваемый
стиль.
После окончания средней школы я успешно окончила школу дизайна. С 1990 года
выставлялась в Художественных салонах и музеях.
В 1991 году принимала участие во Всесоюзном конкурсе "Бурда Моден" в
Москве. Сотрудничала с журналом "Московский стиль".
За годы своей творческой деятельности создала несколько коллекций вышитой
одежды, получившей наивысшую оценку лучших модельеров России. Участвовала во многих теле-шоу, в том числе в "БОЛЬШОЙ СТИРКЕ" у Андрея Малахова (фотоотчет в Дневнике). Мои работы приобретали президенты России и Украины, министры, мэры городов, олигархи, звезды шоу-бизнеса. Беседу ведёт Леонид Кручинин.
Каюсь. В моде я разбираюсь, наверное так же, как
Вячеcлав Зайцев в палеонтологии или же Валентин Юдашкин в пилотировании
космических орбитальных станций. Поэтому когда я увидел демонстрацию моделей
Елены Рознатовской в летнем кафе "Каплей", то, честно говоря, остался
равнодушным. Ну, ходят симпатичные девушки в цветастых жилетках. Ну и что?
Красиво, конечно, но что тут особенного: взял красивый блестящий матерьяльчик
да нашил за неделю два десятка таких. Где же эта самая мода? И только когда
мне, бестолковому, объясняй, что этот "матерьяльчик" не что иное, как
великолепная ручная вышивка, филигранная работа, я наконец-то прозрел. Боже, да
ведь это не просто жилетки и галстуки, это же настоящие произведения искусства!
И мне стало стыдно...
- Лена, как правильно называются ваши работы и почему их показ происходит в
столь непривычном месте?
- То, что сегодня показывали девочки из агентства моделей "София
Влади", кстати, великолепно справившиеся со своей задачей, -
художественная вышивка, выполненная мной по моим же заказам. А насчет места
демонстрации ... так уж получилось. Просто сегодня у меня день рождения, и я
решила сделать своим друзьям и знакомым подарок: показать им свои работы, перед
тем как я повезу их в Москву на выставку. Ведь может случиться и так, что всю
мою коллекцию приобретут и мы ее уже больше не увидим.
И мои друзья тоже сделали коллективный подарок-тайком пригласили оператора с
видеокамерой, а мне на это заявили: "Вот теперь, что бы ни случилось, о
твоих трудах останется память. И пусть другие увидят, что ты умеешь
делать!" Я им очень благодарна за это. 'Так что этот показ-по сути дела,
экспромт.
- А что за выставка предстоит в Москве?
- Меня пригласил Александр Данилович Игманд-художественный руководитель Дома
моделей на Кузнецком мосту, старейшего дома моделей России, где, кстати,
начинал Вячеслав Зайцев. Именно там в октябре должна состояться выставка моей
коллекции-это мужские и женские жилеты, галстуки и "бабочки". Я
создавала их два года. И в конце концов решила выставить на суд
модельеров-профессионалов. Так, в марте я побывала в Доме моделей на Кузнецком
мосту. Скажу без ложной скромности, что моими работами не только
заинтересовались, но и дали очень высокую оценку. Результатом и явилось
приглашение на показ моделей в номинации "Новое имя". Несмотря на
широкое использование элементов вышивки в международной высокой моде (у нас это
Валентин Юдашкин, за рубежом, например, французский кутюрье Лапидус), техника,
которую применяю я, не встречается. Поэтому эксперты Дома моделей были слегка
шокированы.
- Лена, почему вы обратились к москвичам, Киев вроде бы поближе?
- К сожалению, в Киеве я лично никого не знаю, а в Москве у меня остались
хорошие связи. Еще со времен Советского Союза, в 1991 году, я принимала участие
в конкурсе "Бурда моден", правда, по вязанию. Сначала, отправив
фотографию моей работы (свитер с вышитым люрексом натюрмортом), я получила
приглашение на личное участие. Затем в региональном конкурсе в Орле мне среди
60 претенденток удалось занять первое место, и я была допущена в финал, который
проходил в Москве. Тут, правда, победить не получилось, но мне вручили два
приза: за оригинальность модели и за сложность исполнения, а главное, я познакомилась
с Галиной Киселевой. Галина Александровна, в ту пору искусствовед журнала
"Московский стиль", на конкурсе была членом жюри. Ей понравились мои
работы, и она предложила мне сотрудничать в журнале. Я согласилась, но, к
сожалению, трудиться в "Московском стиле" мне довелось недолго:
распался Союз, возникли трудности. Но хорошие отношения с Галиной
Александровной у нас сохранились. Она и представила мою коллекцию в Доме
моделей на Кузнецком мосту.
- И как давно вы занимаетесь вышивкой, ведь, насколько я понял, это не
основная ваша работа?
- Вышивать я научилась еще в детстве. Моим первым учителем была моя мама, сама
великолепная рукодельница. Она привила мне любовь к тому, что вы назвали
"неосновной работой". А теперь я, в свою очередь, передаю опыт своей
дочери Лю-сьене, ей 18 лет. Она делает грандиозные успехи, и в каждом моем
изделии есть часть ее труда. Вообще-то по образованию я художник-дизайнер,
люблю и живопись, и графику, и роспись по ткани. Но вот к тому, что вы сейчас
видели, пришла случайно всего пару лет назад. Тогда и родилась моя первая
вещь-женский жилет, расшитый в стиле египетских фресок. Все мои друзья были в
восторге, и это вдохновило меня на целую серию. Потом пошла серия мужских
галстуков и "бабочек". Вот первый образец - мой подарок мужу. Видите,
он его и сейчас носит.
- Ну, это, наверное, чтобы сделать вам приятное... Олег, а вы сами как
относитесь к творчеству супруги?
- С уважением и с гордостью. Я горжусь тем, что ношу прекрасную вещь, которая в
мире существует в единственном экземпляре. Такой больше нет ни у кого! И я
горжусь своей женой, которая ее сделала.
- Лена, а кто-нибудь, кроме Олега, может похвастаться подобным эксклюзивом?
- Пока нет, я еще не делала вещей на заказ, потому что была занята
исключительно своей коллекцией для показа.
- Но ваши творческие планы не ограничиваются одной коллекцией и возможной
работой под заказ? - Естественно. Я бы очень хотела "сотворить" вышитый мужской пиджак -
мне еще не доводилось создавать. А после этого я приступлю к коллекции
галстуков. Хочется создать историческую серию: древние Египет, Греция, Рим,
Киевская Русь, с соблюдением орнаментов, цветов, присущих этим эпохам и
культурам.
Конечно, очень бы хотелось в будущем представлять Украину на международном
конкурсе модельеров. Ведь страна, в которой мы живем, имеет богатейшие
культурные традиции. Но Украина - молодое государство, мой день рождения как
раз совпал с его восьмой годовщиной, поэтому наши кутюрье еще не успели заявить
о себе на мировой арене. Но, думается, это не за горами. И мне бы очень
хотелось, не сочтите за нескромность, принять участие в формировании и развитии
украинской моды.
Так что мою мечту можно сформулировать так: попробовать совместить национальные
традиции с высокой модой и добиться признания.
- Желаю вам успеха в Москве и, естественно, мирового признания в будущем.
Беседу вёл Леонид Кручинин.
|